ДАНИИЛ ХАРМС. ИСТОРИЯ СДЫГР АППР
РЕЖИССЕР: ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
ДАНИИЛ ХАРМС. ИСТОРИЯ СДЫГР АППР
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ БЕЗ АНТРАКТА
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ДАНИИЛА ХАРМСА, 18+
Автор сценической композиции и исполнитель Александр Лушин и режиссер Юрий Васильев обозначили жанр действа как "Галлюцинация без антракта". Перед глазами зрителя, погружаемого причудливыми текстами главного абсурдиста и мистификатора русской литературы в своего рода транс, проплывают картины из жизни писателя, словно он, доживая в тюремной камере последние минуты жизни, перелистывает события своей биографии, своей эпохи, трагические и забавные, то видя их с кристальной ясностью, то будто сквозь искривленную оптику фантасмагории и гротеска. Следуя вслед за героем по извилистым тропам его воспалённого сознания, блуждая среди воспоминаний, впечатлений, полузабытых переживаний, зритель волей-неволей задумывается о природе творчества и его истоках, о любви и страсти, о предназначении человека, о взаимоотношениях личности и общества.
РЕЖИССЕР: ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ
ХУДОЖНИК: ДИНА ТАРАСЕНКО
ЗВУКОРЕЖИССЕР: ЛЮДМИЛА ФИЛЬЧЕНКОВА
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: СТАС СЕМЕНЮК
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА: КСЕНИЯ ЖУРАВЛЕВА
ПРЕМЬЕРА СОСТОЯЛАСЬ: 24 ноября 2012
В РОЛЯХ: АЛЕКСАНДР ЛУШИН
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1 ЧАС 30 МИНУТ БЕЗ АНТРАКТА
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ФЕСТИВАЛЬ
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ПТЖ
МОНОФЕСТ
KUDA GO
"Во всем: от сценографии до точности интонации, каждого звучащего слова, которое у Александра Лушина однажды оборачивается словом поющимся, и возникает спектакль внутри спектакля, целая современная моноопера. Актер играет и судьбу Хармса, и мир его произведений!"
"Отрывки прозаические и стихотворные чередуются с исповедальными монологами и горькими признаниями, — и так резко, что не сразу поймешь, поведали ль нам только что о событии из жизни или рассказали эпизод новеллы, порожденной весьма своеобразным воображением."
"В спектакле жизненные изгибы и изломы в судьбе Хармса поданы в легкой, понятной и чрезвычайно интересной форме. Главное — будет интересно, потому как смотреть за жизнью талантливого человека зачастую даже любопытней, чем изучать его произведения."
"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ"
КОЛЕСО ЛЕОНАРДО, АРФА ХАРМСА

Пермскому "МОНОfestу" еще только два года, но уже можно говорить о его серьезном бэкграунде. Он, несомненно, наследует традициям легендарного фестиваля "В начале было слово", что в конце прошлого — начале нынешнего веков десять раз собирала в Перми арт-директор Татьяна Акулова. Все побывали там: и признанные мастера жанра моноспектакля, и молодые таланты, от зрелого Александра Филиппенко до юного и худого Александра Баргмана с набоковским "Душекружением". Плюс еще десятки имен, и поныне составляющих гордость отечественной сцены. Пермские театралы со стажем на спектаклях "МОНОfestа" не раз вспоминали те баснословные года.
Но и у молодого фестиваля (его арт-директор — Нина Соловей, а организаторы — министерство культуры и отделение СТД Пермского края) уже есть своя история и свои герои. "МОНОfest" номер три открывался спектаклем-победителем второго фестиваля — "Хочу в Париж!" драматического театра Нижневартовска по рассказу Михаила Веллера в режиссуре и сценографии Вячеслава Зайчикова и исполнении актера Евгения Наумова. Авторы ПТЖ уже столько написали об этой обаятельной работе, объединившей портрет простодушного героя с ямочками на щеках с портретом нашей Родины в период от Сталина до Горбачева, что я могу не повторяться и перейти к конкурсным спектаклям этого года.

Первым из них должна была стать работа минского актера Александра Курца "Самая красивая женщина в городе" по рассказам Чарльза Буковски. Но Курцу запретили выезд из Беларуси (по одной из версий, за участие в оппозиционных спектаклях), и вместо брутального героя Буковски на сцену вышла юная героиня Саши Соколова. Точнее, все же герой — ученик "школы для дураков". Но вот играет его молодая (первый сезон на профессиональной сцене после Ярославского театрального института) актриса Пермского театра кукол Ася Галимзянова, она же автор инсценировки, сценограф и режиссер спектакля "Как ты думаешь, Леонардо?" по повести Саши Соколова "Школа для дураков". Я не первый раз вижу театральную версию этой талантливой и непростой прозы, но, пожалуй, впервые она показалась вполне конгениальной соколовскому тексту. Притом что актриса обращается с ним чрезвычайно свободно, и самая сильная сторона спектакля — как раз таки не звучащее слово (здесь есть над чем поработать), а ритм и визуальный ряд. Как настоящая актриса театра кукол Ася Галимзянова умеет превращать неживую природу в живую, вещь в символ. И какое-нибудь самодельное колесико в руках ее героя (это перевоплощение, кстати, делается очень тонко: никакой банальной травести; играет другого, оставаясь собой, автором-комментатором, устанавливающим законы игры), ведущего бесконечный диалог с портретом Леонардо да Винчи, превращается в колесо леонардовской графики, чей вечный образ отзовется, в свою очередь, в рисунках на оберточной бумаге, окружающей сцену, которые актриса создает прямо на наших глазах. Конечно, ничего не возникает из ничего, выяснилось, что кроме актерского у Аси есть еще диплом филфака, серьезные познания в литературе и изобразительном искусстве. Какую стезю выберет молодое дарование — актерскую, режиссерскую, художническую, — еще вопрос. Но "МОНОfest" номер три может гордиться открытием нового имени. Спектакль "Как ты думаешь, Леонардо?" получил вторую премию фестиваля, а главный режиссер Пермского театра кукол Александр Янушкевич пообещал включить его в репертуар.

Если спектакль Аси Галимзяновой "вставал на ноги" буквально на наших глазах, то в сочинении по произведениям и дневникам Даниила Хармса "История СДЫГР АППР" (автор инсценировки и исполнитель — актер петербургского Такого театра Александр Лушин, режиссер Юрий Васильев) видны сделанность, сыгранность, завершенность. Во всем: от сценографии до точности интонации, каждого звучащего слова, которое у Александра Лушина однажды оборачивается словом поющимся, и возникает спектакль внутри спектакля, целая современная моноопера. Актер играет и судьбу Хармса, и мир его произведений. И человек с летящей, но и надломленной пластикой в униформе обитателя то ли сумасшедшего дома, то ли концлагеря — и герой хармсовских сочинений, и сам сочинитель. Он перелетает через сцену, а над ним на веревках свисают покореженные музыкальные инструменты. Скрипка без струн, музыка, обреченная на молчание. В финале упадет зловещий темный задник, и за ним возникнут арфа и арфистка в розовом платье (Мария Зоркина из оркестра Теодора Курентзиса). Зазвучит живая музыка. Необыкновенно эффектный финал, конечно, который, как мне показалось, все же был не очень органичен по отношению к предыдущему действу (председатель жюри третьего "МОНОfestа" Алла Шендерова предложила Александру Лушину сразу же после явления арфистки сыграть еще и фрагмент из сочинения Венедикта Ерофеева "Москва — Петушки", тот, где герой взыскует арфистку Ольгу Эрдели, а ему вместо нее предлагают какую-то Веру Дулову). "История СДЫГР АППР" получила первую премию (она же Гран-при) фестиваля.

У конкурсной афиши в этом году был серьезный петербургский акцент: три спектакля из восьми. Актриса "Мастерской" Григория Козлова Полина Сидихина сыграла "Диалоги по поводу американского джаза" по пьесе Елены Ерпылевой в режиссуре Анны Зуммер. Пьеса — что-то типа "Жанны" Ярославы Пулинович, только "второй свежести" (хотя написана задолго до "Жанны"). Про сильную одинокую и несчастную женщину, которой, конечно же, попадаются на пути только мужчины-тряпки. Сексизм навыворот, к тому же отдающий графоманией. Но если не вслушиваться в текст, а просто наблюдать за Полиной Сидихиной, сочетающей модельную внешность с редким даром характерной актрисы, клоунессы, то оценишь и ее дарование, и точность работы сценографа и художника по костюмам Екатерины Августеняк. "Диалоги…" получили третью премию третьего "МОНОfestа".

Еще один петербуржец — Григорий Печкысев из театра "Пушкинская школа" — поставил и сыграл "Прогулки без Пушкина" по рассказу Андрея Синявского «Гололедица», прекрасно прочитав (это было прежде всего именно художественное чтение) немного подзабытую, но вообще-то все более пугающе актуальную русскую прозу 60-х годов прошлого века.
Все описанное — ровно половина конкурсной программы. В другой половине тоже были спектакли хорошие и разные. Актер Русской драмы из Абакана Денис Энгель сыграл "Аксентия, Иванова сына" по "Запискам сумасшедшего" в постановке Владимира Гордеева, явив старание и темперамент, но заставив в который раз подумать, что создателям моноспектаклей хорошо бы на время забыть про эту повесть Гоголя, дать ей отдохнуть. Актер театра "ФЭСТ" из Мытищ Антон Кузьменко в спектакле "Я, Гришковец и другие…" по пьесе "Одновременно" действительно продемонстрировал неплохую копию Евгения Гришковца, но зачем это, когда и оригинал уже немногим интересен? А вот спектакль из Кирова "Я — солдат. Другой формат" (режиссер и исполнитель Иван Шевелев) можно считать открытием не только интересного актера, но и драматурга. Пьеса ученицы Коляды Юлии Ионушайте во многом созвучна сочинению другого "колядовца", Александра Архипова, "Дембельский поезд". Это тоже диалог с живущими — из небытия, только ведет его участник уже не чеченской, а грузино-осетинской войны. "Я — солдат…" получил специальный диплом фестиваля "за актуальность и смелость".

Еще один спецдиплом был вручен уже не спектаклю, но актрисе. В последний день (точнее, утро) в гостях у "МОНОfestа" был бэби-театр: "Разноцветные сказки" Екатеринбургского театра кукол адресованы аудитории 1+. Но, замечу, и те, кому давно за 50, с радостью включались в процесс познания всех цветов радуги с помощью созвучных этим цветам персонажей животного и птичьего мира. Спектакль — работа коллективная, и нельзя не оценить сделанного режиссером Анной Ивановой-Брашинской и сценографом Александрой Поляковой. Но все же именно вдохновенную и мастерскую работу актрисы Натальи Гараниной жюри посчитало необходимым особо отметить специальным дипломом "за живой диалог со зрителями будущего".
…Надеюсь, что и с будущим "МОНОfestа" не произойдет никаких неожиданностей, и ровно через год фестиваль соберется в Перми уже в четвертый раз.

Автор: Владимир Спешков
"МОНОFEST"
НА ПЕРМСКОМ МОНОФЕСТЕ ПОБЕДИЛА "ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ БЕЗ АНТРАКТА"
В Перми завершился третий всероссийский фестиваль моноспектаклей "Моноfest". Первое место и статуэтку кота получила "История СДЫГР АППР", рассказанная Александром Лушиным из Санкт-Петербурга на основе произведений, дневников и писем Даниила Хармса (режиссер Юрий Васильев, Такой театр).

Этот спектакль намеревались показать в Перми еще в 2014-м, на первом фестивале монодрам, возобновленном после двенадцатилетнего перерыва. Сами авторы определили его жанр как "галлюцинация без антракта". Так, мы застаем героя в тюрьме в последний период его жизни и вместе с рассказчиком словно погружаемся внутрь его причудливого сознания. Отрывки прозаические и стихотворные чередуются с исповедальными монологами и горькими признаниями, — и так резко, что не сразу поймешь, поведали ль нам только что о событии из жизни или рассказали эпизод новеллы, порожденной весьма своеобразным воображением. Их сменяют строки личных писем, отправитель которых оставался любителем игры и мистификации, как и в текстах, предназначенных для журнала или издателя. После затейливого юмора нагоняется беспросветный мрак. Лишь когда рассказчик обращает взор к решетке будто к иконе или, понурив голову, признается в полном безденежье без перспектив поправить положение и ждет еще худших неприятностей, — мы понимаем, где настоящий Хармс.

Кульминацией становятся строки, когда-то адресованные юным читателям, а в контексте спектакля контрастирующие со всем услышанным своей ясностью. Словно с абсурдиста спадает маска кудесника путаницы, творца нелогических сочетаний, и он совершает недвусмысленный духовный выбор.

"Мне кричат журавли: "Так оставь корабли!
Мы на крыльях тебя понесем,
Все покажем тебе и расскажем тебе,
И расскажем тебе обо всем!»
— Нет, спасибо! — кричу. —
Уж я не полечу.
Лучше вы возвращайтесь ко мне.
Я отсюда совсем никуда не хочу.
Я останусь в советской стране..."

Если бы на нынешнем "Монофесте" присуждали приз зрительских симпатий, предпочтения публики, пожалуй, совпали бы с выбором профессионального жюри. В аккаунте фестиваля в социальной сети организаторов много благодарили за этот спектакль.
"Спектакль о гении прожит актером гениально. Браво!", — пишет один пользователь.
"Пойду куплю книги Хармса, которых нет, и прочту-перечитаю. После вчерашнего спектакля по дневникам и произведениям Даниила Хармса первая реакция была — что-то не то автор напридумывал…" — вторил другой.
Второе место — у композиции "Как ты думаешь, Леонардо?" в исполнении и постановке актрисы Пермского театра кукол Аси Галимзяновой, выступившей в драматическом амплуа, по "Школе для дураков" Саши Соколова.
На третьем месте — снова работа из северной столицы, "Диалоги по поводу американского джаза" Полины Сидихиной (театр "Мастерская", режиссер Анна Зуммер) по пьесе современного автора Елены Ерпылевой. Исполнительница разворачивает картину духовного кризиса преуспевающей бизнес-леди, которая в возрасте немногим за тридцать, добившись полного материального достатка со всеми атрибутами, потеряла при этом вкус к жизни и ее смысл.
За работу "Я — солдат. Другой формат" (Иван Шевелев, Киров, "Независимый театральный проект") по пьесе другого современного драматурга, гостьи Перми в эти дни, Юлии Ионушайте присужден специальный приз.
Всего в конкурсной программе "Моноfest'а-2016" состязалось восемь моноспектаклей из Перми, Петербурга, Екатеринбурга, Кирова, Абакана и подмосковных Мытищ. Чтобы составить ее, жюри рассмотрело более сорока заявок со всей страны и бывших союзных республик.

Автор: Игорь Карнаухов
"KUDA GO"
Творчество Даниила Хармса сложно однозначно отнести к категории "детской" или "взрослой" литературы. В каждом его произведении все переворачивается с ног на голову, и получается какая-то новая вселенная. Немного странная, слегка сумасшедшая и не сразу понятная. Кто-то видит в авторе скрытого бунтаря, и в каждой строке находит насмешки над режимом, хитроумно скрытые от цензуры за шуточками. Кто-то смеется до слез над странными ситуациями, в которые попадают герои, и в каждой строке видит тонкую и ироничную шутку. А хороший театральный режиссер видит многогранное произведение, в котором можно сполна высказать свою точку зрения, не боясь потерять идей и смыслов, вложенных автором. Однако режиссер Такого театра Юрий Васильев и актер Александр Лушин взяли для своей постановки не творчество, а биографию Хармса. Внимательно взглянув на факты жизни, можно по-новому увидеть и факты, изложенные в произведениях. Даниил Иванович всю жизнь отстаивал свое законное право быть не таким, как все, чудаковатым сказочником с богатой фантазией. Иногда ему это позволялось, иногда — жестко пресекалось.

В спектакле жизненные изгибы и изломы в судьбе Хармса поданы в легкой, понятной и чрезвычайно интересной форме. Главное — будет интересно, потому как смотреть за жизнью талантливого человека зачастую даже любопытней, чем изучать его произведения.

Автор: Kuda Go
"ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК ПАВЛА ЧЕРДЫНЦЕВА"
ДВА ВЕЧЕРА В МУЗЕЕ ДОСТОЕВСКОГО. ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ. ИСТОРИЯ СДЫГР АППР
Два вечера подряд, так сучилось, я провел в Музее Достоевского. Вечера были театральными, впечатляющими, во всех отношениях замечательными. Виной тому два удивительных спектакля, два, безо всякого преувеличения, события, две истории, перенесенные на сцену искусными постановщиками и проникновенно сыгранные (по-настоящему прожитые) первоклассными актерами, одним мужчиной и тремя женщинами, — сыгранные так, что вряд ли это когда-то забудется, станет лишним, проходным для самых ценных театральных воспоминаний.

30 января на воображаемых подмостках Музея Достоевского неистовствовал Александр Лушин — автор композиции и единственный исполнитель спектакля с тарабарским именем "История Сдыгр Аппр". Означенный спектакль, по своей сути — художественная биография Даниила Хармса. Загадочного, просто словами необъяснимого (как название спектакля), гениального. Последнее определение самим Хармсом, устами Александра Лушина, оспаривается. Зря. Что есть гений? Гений — тот, кто способен сделать (сочинить) то, что не сделает (не сочинит) никто другой. Сделать (сочинить) мало, надо сделать (сочинить) так, чтобы окружающие, хотя бы из числа разбирающихся в сделанном (сочиненном), сказали: "А-ах!"
Творчество Хармса — а-ах!!! (Под стать ему Лушин.)

Хармс в искусстве своем разнолик, амплитуда его размышлений исходит из примитива и доходит до крайней точки заумности, его писательское перо, то чрезмерно заносчиво, то умышленно подстроено под дурака: одна инструкция для наблюдателя чего стоит. Но Хармс никогда не обычен, никогда не стандартен, никогда не шаблон и не эталон. Он всего лишь — Хармс. Но этого "всего лишь" достаточно, чтобы быть планетой.
Художественный вояж по планете Хармс предлагает совершить своим зрителям Александр Лушин. Лучшего провожатого, более осведомленного экскурсовода пожелать невозможно. Если слово "экскурсовод" в контексте слов Хармса звучит инородно, можно сказать: Лушин — сталкер. Сталкер планеты Хармс — чем не название для отдельной статьи об искусстве актера в спектакле "История Сдыгр Аппр"? Лушин — виртуоз, он, так же как его герой, умен, хитер, талантлив, чудаковат, сумасброден, взрывоопасен, но главное, подобно Хармсу, он — всякий. И его не спутать ни с кем. Да он на кого-то похож, он все время кого-то напоминает. Но стоит приглядеться поточнее, заключаешь: нет, не тот, такого в точности я еще не видел. — И добавляешь: Этого (Лушина) я хочу видеть еще.

Никак не бесполезен в "Истории Сдыгр Аппр" режиссер, Юрий Васильев. Наличие постановщика при театре одного актера зачастую условно. Здесь нет. Совместно с актером Васильев стирает незримой тряпкой определение "моноспектакль" и утверждает — спектакль. "История Сдыгр Аппр" — спектакль полноценный. Форма и жанр его — планета. Планета объемна и многозвучна. Целый мир приставку "моно" не допускает.
Все открытые антибанальности люди, все ценители искусства, все разумные существа, хочется крикнуть на весь Петербург, на все другое, на сей раз реализованное в материи пространство, все на "Историю Сдыгр Аппр".

Автор: Павел Чердынцев
ЗРИТЕЛЬ
"После окончания спектакля продолжаешь сопереживать герою и обдумывать увиденное. Потрясающая концентрация самых разных чувств в таком коротком промежутке времени!"
ЗРИТЕЛЬ
"Восхитительный спектакль! Спасибо!"
ЗРИТЕЛЬ
"Спектакль открыл занавес с ответами на многие вопросы. Стал пером, которым вывел на чистом листке бумаге первую строчку нового сценария для новой жизни. Теперь я знаю, что мне делать дальше, и самое главное — как!"