Новая редакция спектакля, поставленного в 2006 году Александром Баргманом и Анной Вартаньян. Прошло более 10 лет, и создателям захотелось вернуться к истории наследницы, предлагающей награду тому, кто научит ее любить. Режиссеры, в свойственном им ироническом ключе, размышляют о глобальном одиночестве людей, об их неспособности понять друг друга, и о страхе любить. Оригинальная декорация из пустых пластиковых бутылок, придуманная Николаем Чернышевым и дополненная Иваном Матюхиным, создает странный, иллюзорный, искусственный мир.
РЕЖИССЕРЫ: АЛЕКСАНДР БАРГМАН И АННА ВАРТАНЬЯН
ХУДОЖНИКИ: НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВ И ИВАН МАТЮХИН
ЗВУКОРЕЖИССЕР: ЮРИЙ ЛЕЙКИН
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА: КСЕНИЯ ЖУРАВЛЕВА
ПРЕМЬЕРА НОВОЙ РЕДАКЦИИ СОСТОЯЛАСЬ:20 апреля 2017
В РОЛЯХ: ИГОРЬ ГРАБУЗОВ И АННА ВАРТАНЬЯН
ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ I ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 ЧАСА С ОДНИМ АНТРАКТОМ I 16+
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: АГЛАЯ ЕГОРОВА
ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
DE THEATRO
МОСТ
ГДЕ КУЛЬТУРА
"Жан и Беатрис" — это спектакль не о встрече двух одиночеств, это трагедия, это ода одиночеству. Он не только о том, что как бы человек не хотел, он не сможет заставить кого-либо себя полюбить, но и о том, что нужно рисковать, нужно влюбляться..."
"Параллелью над повествованием существует музыкальная тема Жана и Беатрис, манифестирующая историю их любви (или нелюбви, кому как придется по вкусу). Появляющаяся дважды, в конце обоих актов, она оставляет послевкусие той самой борьбы реального с выдуманным, истины с любовью..."
"Это не просто "история из жизни", это настоящее исследование того, через какие этапы проходит любовь. Два часа спектакля пролетают незаметно, поиски любви не дают покоя героине, как и постоянно мучающая ее жажда..."
В театре "Особняк" прошел предпремьерный показ спектакля "Жан и Беатрис" от Такого театра. Режиссеры постановки — Александр Баргман и Анна Вартаньян — пьесу канадской писательницы Кароль Фрешетт ставили ещё в 2006 году и сейчас возвращаются с ее новой редакцией.
На сцене много бутылок с водой, постоянно слышится, как падают капли из как бы не до конца закрытого крана. В приглушенном свете квартира, в которой происходит действие, больше похожа на пещеру, в которой добровольно пребывает героиня неопределенного возраста, в бесформенном балахоне и ярко оранжевом парике. Это Беатрис, она хочет познать любовь, и потому дает объявление, в котором сулит мужчине вознаграждение, если он ей в этом поможет. По объявлению приходит Жан, который, в свою очередь, хочет заработать денег — он "ловец наград". Истории героев мы узнаем из их диалога. Беатрис, наследница почившего "мусорного" миллионера, с прической "принцессы", сидит на тридцать третьем этаже своего небоскреба и мучается от жажды — жажды любить и быть любимой, символом которой служит пустыня, являющаяся ей во сне. Жан, в ожидании своих "двадцаток", подает ей бутылку с водой и начинает рассказывать истории, потому что они — условие испытания, которое ему предстоит пройти, чтобы завоевать современную принцессу Турандот с ее тремя загадками. Несуразные, оторванные от реальности, герои обращаются к эпизодам собственного рождения и детским травмам. Чувствуется некая архаика, парящая над героями — сказывается образ пещеры и разговоры о первоначале жизни, и завороженная Беатрис сдается Жану.
Второй акт зеркально отражает первый — теперь настает черед Беатрис расплатиться с Жаном и удержать его, пожертвовав собственной загадочностью и как бы отказавшись от титула принцессы. Сказка трансформируется в бытовую историю об отношениях запертых в одной комнате мужчины и женщины. Диалог двух одиночеств получается пластичным и не выглядит надуманным. Заслуга в этом, конечно, актеров, знающих правила этой трагикомической игры — режиссера Анны Вартаньян и Игоря Грабузова, нового лица спектакля, чьи уместная театральность и резкие движения держат зрителей в напряжении.
Декорации из пластиковых бутылок, исполняющих необычные функции кровати, песочных часов и подставок для свечей, как бы изображают искусственную жизнь на тридцать третьем этаже и противопоставляются воде, которая проходит лейтмотивом через весь спектакль, олицетворяя естественную силу любви, которую ищет героиня. Плавающие в ней свечки гаснут и тонут, но Беатрис до последнего верит, что видит огонек в глазах Жана. Удастся ли героям спасти друг друга, можно узнать на премьерных показах спектакля.
Параллелью над повествованием существует музыкальная тема Жана и Беатрис, манифестирующая историю их любви (или нелюбви, кому как придется по вкусу) — "Jigsaw Falling into Place" Radiohead. Появляющаяся дважды, в конце обоих актов, она оставляет послевкусие той самой борьбы реального с выдуманным, истины с любовью, мужчины с женщиной и резюмирует, что "все встанет на свои места, как только болтовня утихнет".
Автор: Полина Тимонина
П Е Р Е Й Т И
ЖУРНАЛ "ГДЕ КУЛЬТУРА"
Что такое любовь? Этим вопросом задается главная героиня спектакля "Жан и Беатрис" Такого театра. Где-то она слышала, что влюбиться — это значит, чтоб тебя заинтересовали, взволновали и обольстили. Осталось дело за малым: найти того, кто сумеет это сделать. Говорят, мужчину можно мотивировать, если пообещать ему что-то существенное. Быть может, деньги?
"Жан и Беатрис" — это не просто "история из жизни", это настоящее исследование того, через какие этапы проходит любовь. Два часа спектакля пролетают незаметно, поиски любви не дают покоя героине, как и постоянно мучающая ее жажда. Будет ли у сказки хороший конец? Не станем раскрывать всех секретов, но спектакль смотреть определенно стоит. Понравится всем, даже разочаровавшимся в любви циникам.
Автор: Аша Маилз
П Е Р Е Й Т И
"DE THEATRO"
20 апреля на сцене театра Особняк состоялась премьера возобновленного спектакля Такого театра "Жан и Беатрис". Впервые спектакль вышел в свет в 2006 году, постановщиками и исполнителями ролей Жана и Беатрис выступили Александр Баргман и Анна Вартаньян. В новой постановке Жана играет Игорь Грабузов. "Жан и Беатрис" — пьеса канадской француженки Кароль Фрешетт, написанная в 2002 году. Где-то я прочитала, что это пьеса — индустриальная сказка о любви и одиночестве, наверное, так оно и есть.
Спектакль длится два часа с одним антрактом. Декорации — пластиковые бутылки и бойлеры для кулера, из них сделано почти все — кровати, стулья, часы, светильники. Они будто являются метафорой современному миру, в котором человек одинок среди бесконечных каменных джунглей и мусора. На сцене два героя — Жан и Беатрис, с первых же секунд их появления понятно, что они оба глубоко несчастны. Жана выдает резкость движений и грубые фразы, Беатрис ее наигранная легкость и летающий взгляд. Жан пришел к Беатрис по объявлению — "Молодая наследница в здравом уме и ясном рассудке никогда никого не любившая… ищет мужчину, который сумеет ее заинтересовать, взволновать и обольстить. В порядке перечисления. За весомое вознаграждение". В общем-то, все самое интересное происходит после этого.
Чтобы сохранить интригу, я опущу пересказ пьесы, а остановлюсь на игре актеров и послевкусии. Перед артистами стояла сложная задача — показать за два часа трансформацию характеров и поведения героев, оказавшихся в непривычной для себя ситуации. Казалось бы, перед каждым актером в любом, даже самом посредственном спектакле стоит подобная задача. Но нет, Анне Вартаньян и Игорю Грабузову необходимо было сбросить маски со своих героев и показать, что они обычные мальчик и девочка, о которых никто не заботится. И я считаю, что у них это получилось. Анне Вартаньян удалось правильно расставить акценты, с одной стороны, ее Беатрис сильная и независимая, а с другой — ранимая и нежная. Если в начале спектакля Беатрис казалась просто городской сумасшедшей, то к середине первой части зритель уже понимал, что такое поведение – всего лишь маска, защита от несправедливого мира.
На Жана мое внимание было направлено с первой и до последней минуты, если до этого спектакля я видела Игоря Грабузова в эпизодических и несерьезных ролях, то эта роль стала для меня открытием. Во-первых, я верила Жану, понимала его поведение и страх быть снова пойманным в сети, во-вторых, Игорь Грабузов обладает хорошей мужской харизмой, отчасти, поэтому я понимала желание Беатрис обладать им, любить его.
Жан и Беатрис — это спектакль не о встрече двух одиночеств, это трагедия, это ода одиночеству. Он не только о том, что как бы человек не хотел, он не сможет заставить кого-либо себя полюбить, но и о том, что нужно рисковать, нужно влюбляться, нужно пытаться найти своего человека. Иначе, зачем это все? Спектакль заканчивается тем, что Жан ломает стену и уходит. Но зритель понимает, что сломать стену невозможно и это очередной обман. И значит тогда, тогда есть надежда, что он все-таки полюбил Беатрис. Этот спектакль произвел на меня хорошее впечатление, актеры играли великолепно, Игорь Грабузов открылся для меня с новой стороны и я буду наблюдать за ним дальше. А еще "Жан и Беатрис" Такого театра получился очень легким и воздушным спектаклем, после которого хочется парить и влюбляться.
Автор: Мария Тетрарх
П Е Р Е Й Т И
"PRO ТЕАТР"
Когда встречаются двое людей, которые не верят в чувство, они стараются в очередной раз доказать себе и друг другу, что любви не существует. В спектакле Такого театра под названием "Жан и Беатрис", сыгранном на сцене театра "Особняк", вы можете встретить именно таких героев, обреченных на НЕЛЮБОВЬ.
Этому спектаклю чуть более десяти лет, впервые он был представлен Таким театром в 2006 году. "Жан и Беатрис" режиссера Александра Баргмана — это непростое трагикомическое творение с эффектом создания психоделической картинки. Очевидно, что легкое усовершенствование пошло спектаклю только на пользу. Скорее всего, десять лет назад действие выглядело менее эпатажно — в новой редакции оно заиграло другими красками. И это не может не радовать; плюс ко всему, обстановка сценического пространства выполнена в несколько авангардном стиле, пластиковые канистры здесь превращены в очень удобные и необходимые предметы, но об этом скажем позже.
Пьеса "Жан и Беатрис" канадского драматурга Кароль Фрешетт очень популярна у французов, которые ценят незаурядные сюжетные линии в драматических произведениях. Пьесы, построенные на психологических аспектах и открывающие новую грань восприятия, — во Франции от Мольера до Кокто высоко ставили именно такой театр. Это должно быть понятно, актуально, злободневно и в то же время ни на что не похоже. В нашей стране произведение "Жан и Беатрис" тоже пользуется огромным успехом, оно по-разному интерпретировано разными режиссерами. Однако в спектакле Александра Баргмана и Анны Вартаньян конфликт пьесы представлен в исключительно острой манере, при этом хорошо сохраняется абсурдность и необычная комедийность всего происходящего.
Действие разворачивается в старом небоскребе, на тридцать третьем этаже. Многие могли бы увидеть в этом ссылку на добрые сказки о принцессе, запертой в башне. Здесь почти так, прибавьте к этому еще и сказку о царевне Несмеяне — и будет вообще полный комплект. Только в этом конкретном случае главная героиня обещает вознаграждение тому, кто сумеет влюбить ее в себя, а не рассмешить.
Тот самый Жан (его исполняет актер Игорь Грабузов) по характеру своему — игрок, охотник. Он способен на многое, лишь бы быть вознагражденным; жаль, что он еще не подозревает, какую награду или трофей получит в этот раз. Увидев впервые Жана в дверном проеме, и не подумаешь о развязности манер и наигранном поведении самца, которое проявляется позже. Этот мужчина пришел сюда строго по делу: его работа заключается в том, чтобы дать богатой наследнице то, чего она желает, и уйти. Конечно, не всё просто, события закручиваются таким образом, что в итоге он сам становится жертвой. В спектакле затрагивается не только тема нежелания верить в любовь, но и тема стереотипов представлений о семейной жизни. Будто бы то самое волшебное чувство, так или иначе, подразумевает привычку. Но феерическое, бурное проявление эмоций — это только начало любви. Необходимо преодолеть еще, как минимум, тысячи барьеров, которые нередко граничат с предсмертными муками, и только тогда, пройдя, так сказать, все круги ада, можно обрести что-то похожее на зрелую, настоящую любовь.
В роли главной героини — актриса театра и кино Анна Вартаньян, с самого начала она задает ритм действию и накаляет сложившуюся ситуацию. Ее образ можно сравнить со сказочным персонажем, ее длинные, ниже пояса, волосы провокационно бьют Жана по лицу. Беатрис сама себя заточила в этой квартире на тридцать третьем этаже. Несмотря на все ее признания о том, что она не любила ни мать, ни отца, ни собственную кошку, явно прослеживается скрытая надежда героини на то, что еще не все потеряно и, быть может, Жан станет тем, кого она так долго ждала. Большинство фраз Беатрис заставляют смеяться большую половину зала; она хочет показаться волевой женщиной, но как только появляется удобный момент, превращается в маленькую девочку и даже голос выдает ее.
Но это еще не все условия нелегкой задачи, поставленной перед зрителями. Гиперболизированное до абсурдности действие разворачивается в выпяченной наружу, неординарной и завораживающей обстановке. Стоит сказать несколько слов о декорациях. Пустые пластиковые бутылки здесь выполняют различные функции. Из двадцатилитровых канистр сделан диван, а под потолком подвешены светильники, состоящие из тех же обрезанных канистр и оснащенные внутри плавающими свечами. Поразили водяные часы: они похожи на песочные, только главный компонент "утекания времени" — это вода. Вода здесь повсюду; у главной героини наблюдается редкая болезнь — ей все время не хватает воды, она говорит, что внутри нее — пустыня, которую очень сложно снабдить водой, поэтому она постоянно нуждается в ней. Такая себе русалка, поселившаяся в небоскребе.
А внутри Жана — пещера, пустота, об этом тоже говорит он сам, он предлагает Беатрис экипироваться в скалолазочный костюм, спуститься к нему внутрь и убедиться в том, что там не живут чувства. Таким образом, у этих двоих появляется общее, но отнюдь не связывающее их: получается, что один из них полый внутри, а другая — слишком сухая. Ни одно, ни второе обстоятельство не располагает к лучшему. Такие метафоры бесчувственности и абсолютного эмоционального обезвоживания все же приводят героев к некоторым настоящим взаимным душевным потрясениям. По крайней мере, каждый из них раскрывается намного больше, чем, возможно, рассчитывал изначально.
Кульминация спектакля вырисовывается сквозь истинное напряжение, со сцены веет безысходностью, создается ситуация, из которой в буквальном смысле сложно найти выход. А все из-за того, что единственная пара ключей от двери выброшена хозяйкой дома с тридцать третьего этажа. Она торжествует: теперь Жан останется с ней надолго. Эти двое, что ввели друг друга в какое-то новое для них самих состояние, за короткое время пережили многое из того, что принято называть любовью. Но они будто исчерпали ресурсы, хранившиеся как раз на этот случай в недрах их тел. Жан и Беатрис истощены до предела. Охота на любовь заканчивается. Кто в итоге станет добычей? Об этом можно судить по финальной сцене, но делать какие-либо выводы столь же опрометчиво, как и быть убежденным в том, что любовь — это миф.
Автор: Алла Козбаненко
П Е Р Е Й Т И
"PITERZAVTRA". ИНТЕРВЬЮ С АННОЙ ВАРТАНЬЯН
Piterzavtra: Есть ли любовь в этой истории?
Анна Вартаньян: Это один из основных вопросов, который ставит спектакль: "Есть ли любовь вообще?" Премьера этого спектакля 10 лет назад совпала с моим вторым разводом. И за эти 10 лет я не могу сказать, что ответила сама себе на вопрос, что такое любовь. Никто не сможет ответить на этот вопрос, это очень субъективно. Под любовью люди подразумевают совершенно разные вещи. И в этом трагедия: мы думаем, что любим, а что такое любовь, никто не знает. Я думаю, что любовь — это добровольная жертва, но только кто ее готов принести? Никто. Это грустно...
"Вы невероятные, спасибо вам огромное за спектакль. Это удивительное чувство — вновь увидеть не игру, а настоящую жизнь на сцене. До глубины души, до слез, до мурашек!"