МАРИЯ СТЮАРТ
3,4 МАРТА
I
ПЛОЩАДКА "СКОРОХОД"
РЕЖ.: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ I ВАРЯ СВЕТЛОВА
Реж.: Александр Баргман I Анна Вартаньян
МАРИЯ СТЮАРТ
ТРАГИКОМЕДИЯ
18+
Трагикомедия на основе документальных материалов о жизни последней католической королевы Шотландии Марии Стюарт.

На фоне религиозного раскола внутри народа Шотландии Мария Стюарт становится королевой. Ей предстоит столкнуться с испытанием властью и противостоянием с английской королевой Елизаветой, взошедшей на престол в то же время.

Этот спектакль не историческая реконструкция событий прошлого, а, скорее, вневременная история внутренней борьбы и двойственности природы человека. Спектакль «Мария Стюарт» - не легенда, покрытая музейной пылью, а история о нас нынешних, делающих свой выбор каждый день.

РЕЖИССЕРЫ: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ И ВАРЯ СВЕТЛОВА
ХУДОЖНИК: АНВАР ГУМАРОВ
САУНД-ДИЗАЙНЕР: ДМИТРИЙ МАДЕРА
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: АСЯ ЗАЙКОВА
ПРЕМЬЕРА СОСТОЯЛАСЬ: 11 ноября 2017
В РОЛЯХ: МАРИЯ АМЕЛЕНКОВА, СТАНИСЛАВ БЕЛОЗЕРОВ, ДМИТРИЙ БЕЛЫШ, ДАРЬЯ БУКШТАЙ, АЛЕКСАНДРА БОСТОН, ИГОРЬ ГРАБУЗОВ, ТАТЬЯНА ВЛАСОВА, ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, ВАЛЕНТИН КОРНЕЗО, ЕГОР ЗАКРЕНИЧНЫЙ, МИХАИЛ ЛОЖКИН, НИЕЛЕ МЕЙЛУТЕ, СВЕТЛАНА САВЕНКОВА, ЛЕОН СЛОВИЦКИЙ, АЛЕКСАНДР ХУДЯКОВ
ТРАГИКОМЕДИЯ I ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 ЧАСА 40 МИНУТ С ОДНИМ АНТРАКТОМ I 18+
ВИДЕОАРТ: МАРИЯ АМЕЛЕНКОВА
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА: КСЕНИЯ ЖУРАВЛЕВА
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: АНДРЕЙ ЛЕБЕДЬ
ХУДОЖНИК ПО ГРИМУ: ТАМАРА ПИСКУНОВИЧ
ХОРЕОГРАФ: СВЕТЛАНА ВАКУЛЕНКО
ТЕЛЕКАНАЛ
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
АРТ-ЖУРНАЛ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
АФИША
ОКОЛО
"Этот спектакль - не историческая реконструкция, что старательно подчеркивается костюмами. Здесь герои существуют вне конкретного времени и пространства. Но история конфликта двух лидеров на фоне внутриполитической борьбы этого и не требует. Куда важнее актуальность драмы выбора!"
"Минимализм в декорациях, свежие видеорешения, грамотно подобранный актерский состав, отменный вкус во всем (начиная от билетов и заканчивая сценическими уловками) и "бескрайний" взгляд режиссеров выводят постановку "Марию Стюарт" в число безусловных лидеров в современном театральном хит-параде..."
"Игорю Сергееву и Варе Светловой удалось создать спектакль, который стирает границу между Шотландией XVI века и днем сегодняшним. Стильные кожаные куртки вместо парчи, рок и электронный саунд в качестве звукового оформления, видеоинсталляции – нет, история Марии Стюарт не преданье старины глубокой..."
"АФИША"
5,4,3,2,1...Погнали!

Раздробленная религиозными войнами Шотландия. На престол всходит белокурая Мария Стюарт в косухе и солнечных очках. Она торжественно клянется служить интересам своей страны и своего народа, и в дальнейшем она действительно будет всячески стараться выполнить данное обещание, осторожно проводя реабилитационную политику по всем фронтам. Статная, стильная, бесстрашная, юная, почти прозрачная в своей хрупкости и при этом готовая на все.

Вот такой себе представляет "Такой театр" одну из самых противоречивых и богатую на драмы и дискуссии королеву с невероятно яркой и в то же время трагической судьбой.

"Романтизированная биография" Цвейга в сочетании с излюбленным этюдным методом известного в театральных кругах дуэта Игоря Сергеева и Вари Светловой произвели на свет совершенно новую историческую реальность, осовремененную не только декорациями и костюмами, но также жестами и мыслеформами, хорошо понятную молодому зрителю и, возможно, несколько дерзкую и вызывающую для закоренелых (классическими постановками) театралов. Чего стоит один только fuck английской королевы Елизаветы I в сторону шотландской сестры, пиво через трубочку на торжественном обеде в честь венчания Марии Стюарт и её двоюродного брата Генриха Стюарта (лорда Дарнли) или придворные танцы в "костюмах" 21 века, напоминающие скорее рок-вечеринку чем менуэт. Даже кровь у "Такого театра" синяя, что вначале вызывает явное недоумение у зрителя, а потом случается озарение - пролилась "голубая кровь".

Иногда складывается впечатление, что и режиссеры, и актеры просто насмехаются над историческим прошлым и над театром как таковым, делая при помощи выразительных средств сценического искусства какой-то литературный балаган, отягощенный печатью сегодняшнего дня, но тут же ты ловишь себя на мысли, что если это и усмешка в какой-то степени, то горькая...между 16 веком и настоящим моментом пролегло сотни лет, а принципиально в понятиях и действиях народа и власти ничего не изменилось.
Актеры и режиссеры рассуждают обо всем происходящим прямо со сцены, они общаются со зрителем, они требуют его включения.

Минимализм в декорациях, свежие видеорешения, грамотно подобранный актерский состав, отменный вкус во всем (начиная от билетов и заканчивая сценическими уловками) и "бескрайний" взгляд режиссеров выводят постановку "Марию Стюарт" в число безусловных лидеров в современном театральном хит-параде.

Автор: Оксана Васько
ТЕЛЕКАНАЛ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
В XIX веке Доницетти создал оперу «Мария Стюарт» — король Фердинанд II счел ее неуместной. В 1935-м Стефан Цвейг пишет биографию королевы — читатели понимают, что книга об их современности. Сегодня к этой истории без срока давности подступились молодые режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова. Что у них вышло, знает Павел Богданов.

Ни звучные вывески, ни заклинания о добром и прекрасном, ни смелые новаторские идеи сейчас не гарантируют успеха. А уж тем более театрам, которые живут только на пожертвования спонсоров и доходы от продажи билетов. Для них любой риск сродни подвигу. А потому одновременно и удивляет, и заслуживает внимания попытка «Такого театра», существующего без своей площадки и постоянной труппы, поставить столь сложный и многослойный материал, как «Мария Стюарт». Ведь сталкиваться приходится с самыми неожиданными трудностями.

Режиссерский дуэт Варя Светлова - Игорь Сергеев вдохновился не канонической пьесой Фридриха Шиллера, которую, кажется, ставили в любом крупном репертуаром театре, а менее известной в России книгой Стефана Цвейга, который обозначил ее как романизированную биографию. Прилагательное «романизированная» очень кстати. Ведь оно оставляет пространство для творческого поиска, а заодно освобождает спектакль от пафоса Шиллера.

Этот спектакль - не историческая реконструкция, что старательно подчеркивается костюмами. Здесь герои существуют вне конкретного времени и пространства. Но история конфликта двух лидеров на фоне внутриполитической борьбы этого и не требует. Куда важнее актуальность драмы выбора, когда в предложении «казнить нельзя помиловать» знаки препинания должен поставить именно зритель.

История сослагательного наклонения не имеет, а театр просто требует. Потому и возможны фантазии на тему что произошло, если бы встретились непримиримые соперницы в борьбе за английский престол: Елизавета и Мария Стюарт? Кто знает, может и прозвучало бы знаменитое Make love not war, была бы подписана «дорожная карта», заморозившая конфликт, а непримиримые противники на глазах изумленной общественности пожали бы друг другу руки. В «Марии Стюарт» «Такого театра» эта встреча происходит. Но чем она заканчивается, создатели спектакля попросили оставить в тайне.
АРТ-ЖУРНАЛ "ОКОЛО"
ТАКОЙ ТЕАТР ВНУТРИ БИЛЛИ МИЛЛИГАНА
22 июня 2016 года состоялся последний прогон, а 23 июня — первый показ спектакля Такого театра на площадке "Скороход". Премьера прошла аншлагом.

Уильям Стэнли Миллиган, известный как Билли Миллиган — первый человек в истории США, которого суд признал невиновным в тяжких преступлениях по причине психического расстройства в форме множественности его личности.
Случай Билли Миллигана — первый тщательно исследованный и подробно описанный в истории психиатрии случай, достаточно быстро стал известен широкой публике благодаря громкому судебному процессу по делу о нескольких ограблениях и трех изнасилованиях, в результате которого подсудимый был оправдан, что не могло не повлечь за собой проявление интереса со стороны общества и людей искусства. Достоверная жизненная история Билли Миллигана рассказана в документальных романах Дэниела Киза "Множественные умы Билли Миллигана" и "Войны Миллигана". В 2015 году стало известно, что Леонардо Ди Каприо получил роль Миллигана в фильме "The Crowded Room" по сценарию Джейсона Смиловича. Параллельно 4 года в Петербурге режиссерами Игорем Сергеевым и Варей Светловой вынашивалась идея создания спектакля. Идея обрела очертания не сразу и была отложена "дозревать". Первым на свет появился спектакль по мотивам романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", сходный по смыслу и ставший дебютной работой режиссеров на площадке Такого театра под названием "Эффект Чарли Гордона".

Режиссеры вернулись к идее спектакля "Билли Миллиган" год назад и весь год активно вели работу над ним. За несколько месяцев краундфайдинговый проект спектакля на Planeta.ru собрал две трети суммы, необходимой на аренду площадки и техническое оснащение, что лишний раз подтвердило и зрительский интерес и серьезность намерений участников. Теперь же мы можем оглянуться и обсудить, что же представляет собой этот непростой проект.
За основу в первую очередь были взяты документальные произведения Дэниела Киза. "Грустно будет фанатам этой истории, потому что мы сейчас делаем совершенно самостоятельную историю, которую будет довольно непросто узнать, нам показалось это правильным. Мы попытались уловить какой-то воздух, атмосферу этой книги. Потому что она такая сложносочиненная и рассказывает обо всей его (Миллигана – прим. автора) жизни на протяжении 30 лет. Мы взяли определенный отрезок его времени и вокруг него попытались построить свою историю. А вообще, мы за основу взяли второй роман, который практически никто не читал, он есть только на японском языке и подпольные переводы на разных языках, в том числе мы нашли и перевод на русском" — говорят режиссеры в интервью.

Действительно, общая продолжительность спектакля получилась – 3 часа 30 минут с двумя антрактами. Они вмещают в себя жизнь действующих лиц от момента попадания Билли в стены психиатрической клиники города Лима, до сцены в зале суда, где зачитывается приговор, кроме этого есть несколько сцен, где "личности" встречаются между собой, эти сцены называются "Сны" и дают зрителю представление о характерах персонажей, населяющих голову Миллигана. Всего в спектакле заняты 12 актеров разных театров, в том числе и те, кто ранее уже работал с режиссерами в "Эффекте Чарли Гордона": Мария Амеленкова, Дмитрий Белыш, Алексей Бостон, Игорь Гарбузов, Юлия Гришаева, Владимир Кузнецов, Михаил Ложкин, Лидия Марковских, Надежда Мошкина, Светлана Савенкова, Алексей Фомин, Александр Худяков. Все они были заняты проектом целый год, проходили тренинги и приносили на репетиции собственные этюды, таким образом, можно сказать, что каждый из них стал соавтором спектакля.
Декораций на сцене немного: галогеновые лампы, стол, стулья, шкаф — все они подвижны и перемещаются, создавая на пустом месте зал для групповой терапии, карцер, зал суда или обстановку внутри разума Миллигана. Сцены отделены друг от друга разного рода эффектами: печатный текст выводится с помощью проектора на кирпичный задник, текст используется для некоторых внутренних диалогов и для объявления звонков и антрактов. Благодаря саунд-дизайнеру Дмитрию Мадере постановка обрела не только музыкальное сопровождение, но и специфические шумовые эффекты. Также используется специально снятый видеоряд, и некоторые сцены выделены геометическими проекциями. Все это делает постановку технически сложной и захватывающей внимание зрителя полностью.

Сюжетная линия центрального персонажа четко прослеживается от начала и до конца, зрителю предстоит решить для себя, кто он, Билли Миллиган? Преступник или больной человек? И вынести внутренний вердикт по итогам увиденного. Ценно что логически закончены сюжетные линии каждого персонажа на сцене, зритель увидит финал каждой из жизненных историй. Помимо основной сюжетной линии в спектакле поднимается ряд актуальных вопросов. Например, "Сдержать зло или допустить его в себе и не сдерживать?" — вот над чем еще размышляют режиссеры.

Спектакль получился сложным и психологически, и технически, рассчитанный на усидчивого, пытливого, думающего, умного зрителя. Он собрал зрительские овации и на прогоне, и на премьере. Пожелаем спектаклю полных залов и долгой жизни проекту.

Автор: Катерина Егорова
MO'HANGOUTS
Когда в зале Такого Театра нет занавеса, а декорации – живые люди, в спектакль вживаешься еще до его начала. А начинается история последней королевы Шотландии, когда появляется девушка в шапке с отворотом и надписью "Not in the mood". Ну что ж, неплохо для 16 века, что же будет дальше?

А дальше, кожаные куртки, темные очки, пиво с трубочками как в залихватских барах и пофиг, что такого не было в те времена. Если при этом, ты ловишь месседж и начинаешь сопереживать народу Шотландии, то, разве это не искусство? Важна ведь атмосфера, а создают ее в спектакле - и светом, и танцем, и музыкальными битами в такт.

Коралловый или терракотовый? Выбор есть всегда! – говорит пастор в узких джинсах и черном кардигане. Он блестяще толкает речь и местами напоминает Люцифера, но ему веришь настолько, что хочешь покреститься прямо в зрительном зале. Он будто насмехается над мировой историей, которая повторяется всегда. Как часто ты сталкиваешься с выбором без выбора? Не припомнишь? Ну, ничего, ничего, март уже близко и скоро нам всем, опять придется "выбирать".

В целом, конечно, все очень, очень круто, но очень, очень долго. И, несмотря на сочные френчдоги в антракте пространства Скороход, складывается впечатление, что еще вот-вот и покажут не только историю Марии Стюарт, но и королевы Елизаветы, а там глядишь и до принцессы Дианы можно досидеть…

В любом случае, целый вечер, ты проживаешь в Эдинбурге 16 века и удивляешься, все, что происходит - актуально и сейчас.
АРТ-ЖУРНАЛ "ОКОЛО"
Постановки Игоря Сергеева и Вари Светловой – как новогодние праздники в детстве. Ждешь долго, погружаешься глубоко, отпустить потом не можешь. Ярко, насыщенно и всегда очень стильно – их спектакли готовятся предельно тщательно, прорабатываются до мелочей и, как следствие, выходят нечасто. Первый – «Эффект Чарли Гордона» по мотивам романа Киза «Цветы для Элджернона» – был представлен публике в феврале 2015, «Билли Миллиган» появился летом 2016, и вот теперь, с первыми-ранними елками репертуар Такого Театра пополнился третьей постановкой молодого режиссерского дуэта – «Марией Стюарт». Уже не по Кизу, но и в истории о шотландской королеве есть место противоречиям, разрывающим героев изнутри и делающим вопрос выбора, от которого зависят не только частные судьбы, но и судьба страны, еще более болезненным и тяжелым.
Кто такая королева? Политический деятель, тень короля или в первую очередь женщина? Сухая наука от таких вопросов далека, Игорь Сергеев и Варя Светлова, вдохновившись романом Стефана Цвейга, пытаются в этом разобраться. 1561 год. Шотландцы разделены на два бескомпромиссно враждующих лагеря – католиков и протестантов. Еще совсем юная Мария Стюарт (ей нет и 20) возвращается на родную землю из Франции, чтобы встать во главе своей страны.

Историки станут рассказывать о том, как королева торжественно ехала по улицам Эдинбурга, а народ, ликуя встречал ее. В Таком Театре приезд Марии Стюарт сделали совсем ненапыщенным и куда более символичным. На своем пути Мария (Светлана Савенкова) встречает простолюдинку (ведьму?), которая в мрачном настроении, о чем свидетельствует надпись на ее шапке, тащит куда-то труп своего брата и предлагает королеве взять его в мужья. Впрочем, братом ли приходится случайной встречной погибший? Вероятно, неспроста в качестве трупа на сцене появляется Станислав Белозеров, который чуть позже предстанет перед зрителями в образе Генриха Стюарта, лорда Дарнли – второго супруга Марии и короля Шотландии, убитого заговорщиками.
Однако Игорь Сергеев и Варя Светлова не стремились сохранить в спектакле историческую достоверность. Так, например, графа Босуэлла (Егор Закреничный), советника и любовника королевы в версии режиссеров в обладании высоким титулом заподозрить сложно. Он больше похож на простого солдата, строго исполняющего приказы королевских особ. Правда, только до тех пор, пока насмешливой речью Мария Стюарт не вызовет его на бунт – поцелуй, который впоследствии приведет к браку.
Мужские персонажи, надо сказать, раскрываются в спектакле поочередно – в той последовательности, в которой на первый план выходят для самой Марии. Поначалу некрасноречивый и не блещущий умом лорд Дарнли, став королем, неожиданно проявляет диктаторские замашки, пытаясь заставить придворных в буквальном смысле плясать под свою дудку. Его сменяет секретарь Марии Стюарт итальянец Давид Риччо (Леон Словицкий), стягивающий с плачущей королевы доспехи.
Протестантский проповедник Джон Нокс (Игорь Грабузов) находится на авансцене тоже ровно столько, сколько его фигура имеет значение для Марии. В отличие от реальной личности Нокс Грабузова не обвиняет королеву в распутном образе жизни и католичестве, а располагает к себе зрителей ироничной и живой проповедью о выборе, который есть всегда: знание, власть, любовь – подойти к ним с позиции обладания или отнестись как к процессу, требующему работы, – каждый выбирает для себя и платит за выбор свою цену.
Нокса по праву можно назвать главным философом спектакля, в то время как сама Мария Стюарт, безусловно, главная героиня постановки, отвечает скорее за его эмоциональную составляющую. Королева полна противоречий, живет страстями, но при этом и в решительных речах, обращенных к народу Шотландии, и в почти детском плаче обиды из-за холодности супруга, остается бесконечно искренней. Происхождение обязывает Марию быть политиком, гордость в ее крови не дает ей права сдаться, уступить противникам. Но в душе она хочет совсем другого – просто быть любимой, как женщина, а не королева. И постепенно именно чувствами Мария начинает руководствоваться на троне, что и приводит к трагичной развязке.

Приоритеты нужно расставлять. Королева, супруга, женщина – это те же титулы, просто обладать которыми мало: каждый нужно подтверждать, устанавливая границу и выбирая очередность, объединить три в одном невозможно. В своей проповеди Нокс задавался вопросом: «Что пользы, приобрести весь мир и потерять или погубить самого себя?». Выбор неизбежен, чтобы его сделать, нужно прислушаться к себе. Мария, королева Шотландии, прислушаться к себе, отказаться от мира и сделать выбор свой, не навязанный предками, не смогла, попыталась его обойти. Попытка провалилась с треском. Не решаем мы – решат за нас и, увы, не в нашу пользу.

В основе «Марии Стюарт» – ни много ни мало сама британская история. И пусть в сухом остатке она может быть для российского зрителя далекой и непонятной, режиссерам Игорю Сергееву и Варе Светловой удалось создать спектакль, который стирает границу между Шотландией XVI века и днем сегодняшним. Стильные кожаные куртки вместо парчи, рок и электронный саунд в качестве звукового оформления, видеоинсталляции – нет, история Марии Стюарт не преданье старины глубокой. Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя, а трагедии, вызванные религиозными разногласиями, и вооруженные конфликты, для которых территориальная целостность политического субъекта оказывается куда более значимой, чем судьба и единство народа, все еще происходят на земном шаре.

Автор: Татьяна Барашкова
"ГДЕ КУЛЬТУРА"
ЖИТЬ В ТВОЕЙ ГОЛОВЕ
12 актеров, 20 персонажей, 2 режиссера, год репетиций, аудио- и визуальные эффекты + реквизит и 3 с половиной часа сценического времени. Спектакль "Билли Миллиган" представил Такой театр на площадке "Скороход" в рамках "Форума Независимого Театра "Площадка vol.1".

"Билли Миллиган" — это полное и успешное погружение в миры человека, страдающего заболеванием "расстройство множественной личности". В его голове живет еще много людей, которые говорят и делают за Билли, а он не может это контролировать. И даже вспомнить потом, что они натворили.
Заболевание это редкое настолько, что долгое время сама возможность его существования ставилась под сомнение. Потом доказали, что расщепление личности происходит после тяжелой психологической травмы, чаще всего насилия в детстве, когда жертва пытается защититься и представить, что все это случилось не с ней.
Самым известным в истории психиатрии человеком с таким диагнозом был американец Уильям Стэнли Миллиган. В конце 70-х его обвинили в грабежах, похищениях и изнасилованиях. Но адвокаты заявили, что преступление совершили его альтернативные личности (всего их было 24), без ведома самого Миллигана. В итоге Билли стал первым человеком, кого суд США признал невиновным на основании диагноза "расстройство множественной личности".
Это в реальности, а в спектакле — врачи не верят пациенту. Они убеждены, что он притворяется, как многие другие преступники и пытается таким способом избежать наказания. Игра или правда, симуляция или заболевание, вменяем или нет? Ответы на эти вопросы ищут медики. От них будет зависеть исход истории — отправят героя на электрический стул или в психиатрическую лечебницу.
В это же время противостояние разворачивается и внутри самого Билли. Религиозный еврей, агрессивная девушка, фанат бейсбола, глухонемой мальчик-шахматист, одаренный англичанин... Многие личности Билли враждебны по отношению к нему и хотят главенствовать в его сознании.

А где собственно сам Билли? Куда он спрятался? Или его спрятали? "Ты должен перестать думать, что хочешь отсюда выйти, если ты хочешь отсюда выйти". Примирить все его ипостаси еще труднее, чем собрать кубик Рубика (герой занимается этим на сцене). Да и хочет ли сам Билли, чтобы его нашли...
Тема странных заболеваний для Такого театра не нова. В прошлый раз их увлекла судьба персонажа книги Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". Чарли Гордон — мужчина с отставанием в развитии, который согласился на медицинский эксперимент. Операция, призванная повысить IQ, действительно сделала его умнее многих, вот только не счастливее. Интереснейшее прочтение этой истории можно увидеть в спектакле "Эффект Чарли Гордона".

Такой театр не боится сложных тем и не ищет легких путей: если в тот раз команда за основу взяла книгу Дэниела Киза, то сейчас пьесу они творили сами, хотя книга про Билли Миллигана у Киза тоже есть. Но фундаментом стали реальные факты биографии Уильяма Стэнли Миллигана, а дальше — самое интересное.

В обычных репертуарных театрах создание спектакля идет, как правило, от текста (разбор, распределение ролей и т. д.), здесь же работа шла от людей. Ведь команда Такого театра — это не устоявшаяся труппа, это актеры разных театров, которые собираются вместе для интересных проектов. Поэтому репетиции "Билли Миллигана", которые стартовали еще летом 2015 года, начались с тренингов на доверие и раскрытие.
Затем актеры стали приносить на репетиции этюды на темы, которые важны для них самих и не обязательно связаны с личностью Билли. Итогом такого коллективного творчества стала их собственная, очень личная, пьеса. Уникальна в спектакле и музыка: ее специально для постановки написали участники группы "The Hox". Они предваряли показ спектакля в "Скороходе" своим выступлением.

В результате этого стопроцентного эксперимента актеры и режиссеры (Варя Светлова, Игорь Сергеев) создали собственную художественную реальность, где все ипостаси Билли Миллигана органично уживаются не только в его голове, но и на сцене. Это — детально проработанное полотно, и каждая мелочь в нем имеет значение.
Текст может бежать по полу, действующим лицом становятся буквы на стене, а визуальный ряд — чистый распад личности — действует, как и положено, угнетающе. Спектакль получился до предела концентрированным, насыщенным персонажами, событиями, аллюзиями (в том числе и на Библию). Отдохнуть во время просмотра не получится, необходимо полное подключение к моменту. Его обеспечивает первоклассная актерская игра.

Александр Худяков, который гениально воплотил беззащитного и трогательного Чарли Гордона в другом спектакле театра, здесь предстает в совершенно ином амплуа — качка-охранника. Тони Рузолли усмиряет пациентов палкой, а в свободное время развлекается психологическим насилием над ними. И в этой роли он не менее убедителен.
Неподражаемый Игорь Грабузов, которому особенно хорошо удаются душевнобольные и тираны, в "Эффекте Чарли Гордона" играл противоположных персонажей (пациента, врача и отца Чарли) с равным успехом. В "Билли Миллигане" у него тоже сразу три роли: пациент с психическим заболеванием (Мюррей), отчим-тиран (Челмер Миллиган) и наиболее властная ипостась Билли — англичан с высоким уровнем IQ (Артур Вайс). В каждой из ролей актер смотрится одинаково органично.
Молодая (даже по меркам молодого Такого театра) актриса Мария Амеленкова великолепно сыграла стерву-медсестру с убийственной улыбкой на губах (мисс Грюндиг). Дмитрий Белыш — собственно сам Билли, ищущий выход на поверхность в бесконечных снах. Поражает своей пластикой и нездешностью. Виталий Гудков — самая общительная и буйная из ипостасей Билли (Аллен). Пронзительная Юлия Гришаева, которую невозможно забыть после "Эффекта Чарли Гордона" — играет и запуганную мать Билли, и активную лесбиянку (Адалану). Рассеянная, но сексуальная Светлана Савенкова — единственный персонаж, который старается помочь Билли (Дороти Гейдж).

Феномен Такого театра: в нем нет актеров, которые играли бы лучше или хуже. Все они настолько уместны и естественны, что отличает исполнения не качество, а разве что размер роли. Невозможно выделить кого-то одного. Видимо, такое впечатление актеры произвели на весь зрительный раз: аплодисменты не умолкали долго, на бис их звали трижды.
Несмотря на смелое 4-часовое хроно (спектакль идет с двумя антрактами), пролетает он мгновенно, нет усталости от просмотра и надоесть действо не успевает. Впрочем, некоторые зрители после второго акта ушли. А другие шептались: "Зачем они так смакуют жестокость?"

Да, пациентов бьют, издеваются, вкалывают разрушительные препараты, а вместо воплощения мечты здесь можно получить электрически стул. Но почему-то все это не оставляет гнетущее впечатление. В жизни есть и хорошее, и плохое — это суть мироздания. Про это в спектакле, кстати, тоже будет.
Так и в каждом из нас: не только светлая, но и темная сторона, в том или ином соотношении. Поэтому все это расщепление личности смахивает на метафору сознания обычных людей. А есть ведь еще и социальные роли: матери, жены, начальницы, подруги и так далее. И все эти воплощения бывают весьма непохожими друг на друга...

Напоследок процитирую режиссеров спектакля: "Задаваться вопросом, кто я такой, что я, зачем я, почему, кто человек рядом со мной, кто ты такой, кто он, кто она. И чтобы ты в какой-то момент, может быть, остановился и посмотрел на ситуацию другого человека, его поступки, с другой стороны. И понял, что все не так однозначно, как кажется с первого взгляда".

Автор: Ирина Орлова
ЗРИТЕЛЬ
"Вам удалось в очередной раз создать мир, заставляющий задуматься над бытием, над выбором (как говорит епископ). Отдельно выделить кого-то из актеров не имеет никакого смысла: все играют превосходно. Спектакль потрясающий. Нет слов, а концовка бесподобна..."
ДИЗАЙНЕР ТАКОГО ТЕАТРА
"...Самые эффектные и запоминающиеся сцены не связаны с хороводом видеорядов и света, которых будет достаточно, а сопряжены исключительно с актерскими работами, среди которых есть по меньшей мере выдающиеся!"
ЗРИТЕЛЬ
"Вы создали и потрясающе талантливо и по настоящему даже не сыграли, а прожили этот спектакль. Это было великолепно! Спасибо за этот вечер!"