Анастасия Спиридонова

газета «Вольтер»,
4 апреля 2013 г.




Такой Театр

«И чувствую — «я» для меня мало»

29 апреля на сцене «ТАКОГО ТЕАТРА» зрителю был представлен спектакль «Тринадцатый апостол». Юрий Васильев, режиссер спектакля, поставил поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах» в классическом футуристическом духе.

Поэма Маяковского была начата письмом в 1913 году и сначала называлась «Тринадцатый апостол», но цензоры вычеркнули заглавие, на что автор ответил: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

«Я – где боль, везде», — эта строка является девизом спектакля, что не удивительно. Лирического героя обуревают страсти, пленяет безумное желание изменить этот мир. Мироощущение его полно трагизма, а чувства сильны в своей искренности. Романтик и идеалист, он натыкается на несовершенства окружающего мира, которые только гиперболизируются от фразы к фразе, от строчки к строчке. Он отвергает старое и несовершенное, он рвется к идеалам, к свободе, выкрикивая громкое и самоотверженное: «Долой!». «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Герой для зрителя то городской сумасшедший, то клоун, то нигилист, называющий создателя «недоучкой» и крохотным «божиком». Перемена его состояний вызывает ответную реакцию у зрителя: испуг, трепет, сочувствие. Монопредставление разворачивается в полной мере, исполнитель роли Евгений Кыхалов искусно меняет образы, декорации, атрибуты. Трость становится зонтом, сундук превращается в чемодан, одно движение, и перед зрителем уже кто-то иной, но по-прежнему живой, по-прежнему человек, который любит, чувствует, противостоит, который полон надежд и веры. Вот он «крикогубый Заратустра», отвергающий любовь, добро, искусство, а вот он «голгофник оплеванный», достающий нож из сапога. Он словно один из нас, но почему тогда он смеется над нами, а иногда даже кажется, что презирает? Но это не мешает любить главного героя, измученного страданиями, сочувствовать ему, глядя на окровавленную сердечную рану.

      «любящие Маяковского! -
       да ведь это ж династия»

Гласят строчки поэмы, и с этим невозможно не согласится так же, как и с тем, что спектакль передает всю силу и мощь, первоначально заложенную автором. Оригинальный, яркий, страстный монолог, который наполняет разум, опустошая на время чувства. Но, когда приходишь в себя, осознаешь не только величие автора бессмертной поэмы, глубину лирического героя, но и то, что «ТАКОМУ ТЕАТРУ» удалось дать жизнь «маленькому любеночку» внутри каждого зрителя.

Спиридонова А. «И чувствую — «я» для меня мало» // газета Вольтер. 2013. 04 апреля.