Павел Чердынцев

«Электронный театральный авторский журнал»,
1 февраля 2013 г.




Такой Театр

Два вечера в Музее Достоевского

Вечер первый. «История Сдыгр Аппр»

Два вечера подряд, так сучилось, я провел в Музее Достоевского. Вечера были театральными, впечатляющими, во всех отношениях замечательными. Виной тому два удивительных спектакля, два, безо всякого преувеличения, события, две истории, перенесенные на сцену искусными постановщиками и проникновенно сыгранные (по-настоящему прожитые) первоклассными актерами, одним мужчиной и тремя женщинами, – сыгранные так, что вряд ли это когда-то забудется, станет лишним, проходным для самых ценных театральных воспоминаний.

30 января на воображаемых подмостках Музея Достоевского неистовствовал Александр Лушин – автор композиции и единственный исполнитель спектакля с тарабарским именем "История Сдыгр Аппр". Означенный спектакль, по своей сути – художественная биография Даниила Хармса. Загадочного, просто словами необъяснимого (как название спектакля), гениального. Последнее определение самим Хармсом, устами Александра Лушина, оспаривается. Зря. Что есть гений? Гений – тот, кто способен сделать (сочинить) то, что не сделает (не сочинит) никто другой. Сделать (сочинить) мало, надо сделать (сочинить) так, чтобы окружающие, хотя бы из числа разбирающихся в сделанном (сочиненном), сказали: "А-ах!" Творчество Хармса – а-ах!! (Под стать ему Лушин.)

Хармс в искусстве своем разнолик, амплитуда его размышлений исходит из примитива и доходит до крайней точки заумности, его писательское перо, то чрезмерно заносчиво, то умышленно подстроено под дурака: одна инструкция для наблюдателя чего стоит. Но Хармс никогда не обычен, никогда не стандартен, никогда не шаблон и не эталон. Он всего лишь – Хармс. Но этого "всего лишь" достаточно, чтобы быть планетой.

Художественный вояж по планете Хармс предлагает совершить своим зрителям Александр Лушин. Лучшего провожатого, более осведомленного экскурсовода пожелать невозможно. Если слово "экскурсовод" в контексте слов Хармса звучит инородно, можно сказать: Лушин – сталкер. Сталкер планеты Хармс – чем не название для отдельной статьи об искусстве актера в спектакле "История Сдыгр Аппр"? Лушин – виртуоз, он, так же как его герой, умен, хитер, талантлив, чудаковат, сумасброден, взрывоопасен, но главное, подобно Хармсу, он – всякий. И его не спутать ни с кем. Да он на кого-то похож, он все время кого-то напоминает. Но стоит приглядеться поточнее, заключаешь: нет, не тот, такого в точности я еще не видел. – И добавляешь: Этого (Лушина) я хочу видеть еще.

Никак не бесполезен в "Истории Сдыгр Аппр" режиссер, Юрий Васильев. Наличие постановщика при театре одного актера зачастую условно. Здесь нет. Совместно с актером Васильев стирает незримой тряпкой определение "моноспектакль" и утверждает – спектакль. "История Сдыгр Аппр" – спектакль полноценный. Форма и жанр его – планета. Планета объемна и многозвучна. Целый мир приставку "моно" не допускает.

Все открытые антибанальности люди, все ценители искусства, все разумные существа, хочется крикнуть на весь Петербург, на все другое, на сей раз реализованное в материи пространство, все на "Историю Сдыгр Аппр".

Чердынцев П. Два вечера в Музее Достоевского. Вечер первый. "История Сдыгр Аппр" // «Электронный театральный авторский журнал». 2013. 1 февраля.