Такой Театр

Неслучайные люди случая

Самым дивным событием грядущей театральной недели станет премьера спектакля «Самолет-беглец» по пьесе болгарского актера, режиссера, драматурга Камена Донева

Исключительность события определяется прежде всего именем режиссера. Это Ирина Полянская, совершенно уникальная актриса государственного Молодежного и негосударственного Такого театра. Разумеется, и раньше случалось, что актеры брали в руки режиссерские бразды, но это всегда можно было предугадать: или черты характера выдавали — чрезмерное тщеславие, например, или слишком очевидная неудовлетворенность собственной актерской реализацией. У Полянской, конечно, есть проблемы с реализацией — непростительно мало играет она на сцене своей Молодежки, но это не ее проблемы. Стоит ей выйти на сцену, и действие немедленно завихряется вокруг нее, сколько бы главных героев в этот момент ни находилось на подмостках. Амбиции этой актрисы тоже как-то в глаза не лезли, наоборот, впечатляло изумительно корректное обращение с партнерами. И вот поди ж ты: режиссер Ирина Полянская.

На вопрос, что же ее заставило погрузиться в сложнейшую из всех театральных, но при этом, бесспорно, и ключевую профессию, Ирина ответила, что ей всего лишь очень захотелось поставить именно эту пьесу, предложенную болгарским режиссером Александром Морфовым (в тот момент, когда Камен Донев играл у него заглавную роль в спектакле по пьесе Эрдмана «Самоубийца», которая на афише превратилась в «Жизнь удалась»). Пьеса «Самолет-беглец», как рассказывает Ирина Полянская, посвящена почти фольклорным болгарам, которые однажды встретились в самолете. Случайно. Для своего спектакля Полянская придумала жанр «фантастическая реальность, приближенная к комедии» и уверяет, что по сцене будут ходить петербуржцы. Сыграют их актеры, чьи лица так часто мелькают на телеэкранах, что театр им вроде бы и не должен задаться вовсе: Денис Синявский, Олег Алмазов, Константин Клюквин и многие другие. Оказалось же, что театр им важен и нужен, и они взялись за работу с таким азартом, что хочешь не хочешь, а спектакль надо было выпускать. А задача эта оказалась вовсе не простой, и не потому, что опыта маловато у постановщика, а потому, что новоявленный режиссер немедленно испытала главную досаду большинства думающих, ищущих режиссеров: недостаточное число репетиций. Я ведь не случайно упомянула про «негосударственность» Такого театра — аренду, стало быть, приходится платить за каждую репетицию. Так что Ирина Полянская произнесла особые слова благодарности Молодежному театру и Театру на Васильевском, что пускали к себе участников спектакля совершенно бесплатно.

А будущим зрителям спектакля режиссер просила заранее передать следующее: «Будьте внимательны к случайностям, берегите случай в своей судьбе, не засуечивайте его». И добавила, что, по ее мнению, разглядеть свой случай в нашей суете — это успеть услышать, что говорят сверху лично тебе, даже если говорят шепотом.


Жанна Зарецкая,
газета «Вечерний Петерберг», 19 октября 2012